Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Марина Новикова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

«Тот день, в который человек не сделал

никакого полезного дела или ничему

не научился, чтобы знать больше чем вчера,

называется потерянным днем».

В. Осеева

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития , как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.

Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира . Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем мире , они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них появляется познавательный интерес , своё отношение к окружающему .

«Детство – каждодневное открывание мира. Нужно, чтобы открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества» - писал В. А. Сухомлинский.

В настоящий период времени познание (формирование целостной картины мира) является одной из ведущих задач воспитания и развития детей в любом дошкольном учреждении . Особенно оно касается старших дошкольников . Ведь ребёнок, придя в детский сад, имеет определённый уровень знаний, данный ему ближайшим окружением , т. е. близкими людьми. Всё меняется, когда ребёнок начинает посещать дошкольное учреждение , определённую группу, учится контактировать с другими взрослыми и, конечно же, со сверстниками. Это уже является совсем другой ступенью развития представления об окружающей действительности и явлениями общественной жизни.

Связная речь-это последовательность органично связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Для того, чтобы в хорошей степени овладеть иностранным языком, необходимо научиться мыслить на этом языке. Можете себе представить, какая идет работа в голове ребенка, когда он учится мыслить, учась говорить. Затем он совершенствует свою речь, научаясь мыслить. Связная речь--это результат развития всех психических процессов, это достижение ребенка в овладении родным языком.

Знакомя с окружающим миром , мы развиваем связную речь детей , формируем познавательные процессы , учим наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни .

Развитие связной речи дошкольников осуществляется в различных видах деятельности детей : на занятиях по ознакомлению с окружающим , на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по обучению грамоте.

Необходимость создания программы и проведения специального обучения родному языку продиктованы тем, что учителя начальной школы подчеркивают недостатки речи , с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). В связи с этим только специально речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности , язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Если взрослые, окружающие ребенка , начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста , то такой ребенок развивается нормально : у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, Ознакомление с окружающим миром . Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования .

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания детей в этот период развития . Чем раньше будет начато обучение родному языку и развитие речи , тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи должно рассматриваться не только, как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими и грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями.

Но лишь не многие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи , поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на овладение языком. Данные идеи послужили основанием для создания системы работы «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром ».

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей . Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их речь и жизнь.

В дошкольном возрасте содержание знаний об окружающем интегрируется с развитием речи , развитием грамматической стороны речи , фонематического слуха.

В 7 лет дошкольник становится школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие , достаточный запас знаний и представлений об окружающем , но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной речевой развивающей среды .

Требования к организации речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении являются составной частью ФГОС. Развитие речевой среды является одним из приоритетных направлений повышения качества работы по развитию речи у детей дошкольного возраста .

Планируя работу в данном направлении, я, прежде всего, выделила основную проблему, стоящую в моей группе. Определила для себя главную цель и задачи деятельности.

Свою работу на данном этапе я начала с обоснования актуальности темы и изучения литературы по теме : ставя задачу развития речи дошкольника , сформулируем основные типичные проблемы развития речи дошкольника :

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь) .

Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи . Недостаточный словарный запас. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ , если это необходимо и уместно.

Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т . д. Плохая дикция.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, что бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения.

Содержание статьи:

Ребенок знакомится с окружающим миром с первых дней своей жизни. Ежедневно он соприкасается с предметами и явлениями природы: живой или неживой, естественной или искусственной. Ребенок с удовольствием познает окружающий мир, за счет чего и развивается. А родители являются проводниками в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Именно через природу ребенок получает реалистичные знания о мире, которые основаны на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Во время знакомства с окружающим миром малыш получает свои первые знания и радостные переживания, которые запоминаются на всю жизнь.

Задачи ознакомления детей с окружающим миром

Любая деятельность ребенка осуществляется за счет тех знаний и умений, которые он получает во время ознакомления с окружающим миром, а именно с природой. Взрослые должны дать ему тот объем знаний о предметах, явлениях природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, воспитывается правильное отношение к природе.

Цели ознакомления детей разного возраста с окружающем миром отличаются:

С 2 до 3 лет малышей знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, учат их обособлять в пространстве, выделять и называть определенные признаки растений (цвет листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (птица летает в воздухе). Это способствует развитию анализаторов (зрительный, слуховой и т. д.), увеличивается их внимание и интерес к объектам, за которыми ребенок наблюдает, появляется доброжелательное отношение к ним.

С 4 лет у детей формируются представления о предметах и явлениях природы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Они учатся устанавливать такие связи, которые познают во время предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре, и отражают их в форме конкретных представлений. Ребенок учится выделять отдельные признаки объектов природы, определять их по цвету, форме, размеру, сравнивать и классифицировать. Во время усвоения знаний они учатся устанавливать причинно-следственные отношения.

С 5 лет дошкольники усваивают обобщенные знания, возникает представление, которое отражает закономерности, происходящие в окружающем мире. Они умеют выделять специфические особенности строения растений, животных, устанавливают их зависимость от условий существования.

К 6 – 7 годам у ребенка начинает развиваться элементарная форма логического мышления. Он должен уметь анализировать, синтезировать, выделять индивидуальные и общие признаки растений, животных, делать обобщения (например, классифицировать разные группы животных по особенностям питания, движения, добывания пищи, места обитания и т. д.).

Взрослые должны постепенно подвести ребенка к выводу, что все явления природы вызваны естественными причинами (например, жизнь животных или растений зависит от солнца, тепла, света). При поступлении в школу ребенок должен быть наблюдательным, любознательным, любить и бережно относиться к природе, видеть прекрасное в ней.

Принципы ознакомления детей с окружающим миром

Окружающая среда – это источник знаний ребенка о природе, общественной среде, жизни человека и о нем самом. Во время обучения учитель использует закономерности природы и социума для полноценного психического развития детей.

Существуют следующие принципы ознакомления детей с окружающим миром:

Интеграция знаний во время деятельности в окружающей среде. Ребенка знакомят с природой, окружающей средой, развивают его речь, формируют базовые математические представления.

Целостность и системность. Детей вооружают знаниями об окружающем мире в его целостности. Тогда у них формируется целостная личность, сознание, целостная картина мира.

Опосредствование в познавательной деятельности. Малыша погружают в разные виды познавательной деятельности (речевая, трудовая, игровая, коммуникативная и т. д.).

Знакомство с окружающим миром через взаимодействие. Ребенок развивается в таких системах: организм – окружающая среда, личность – окружающая среда, ребенок – социум, педагог – ребенок, дети – окружающая среда.

Позитивный эмоциональный фон. Воспитатель организовывает деятельность (познавательная или коммуникативная), во время которой ребенок получает удовольствие от работы, общения, своих или общих достижений.

Учет культурно-этнографических особенностей города, области, района. Во время занятий используется информация о культуре, обычаях, традициях той местности, в которой находится образовательное учреждение.

Единство психики и внешней деятельности. Познавательная деятельность подается как внешняя материальная деятельность, которая постепенно превращается во внутреннюю.

Наглядность и объективность. Всю информацию, которую получает ребенок об окружающем мире, он должен пропустить через органы ощущения и восприятия.

Экологизация и валеологизация. Воспитатель во время занятий знакомит детей с правилами безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, правилами сохранения и укрепления их здоровья, формирует у них понимание здорового образа жизни.

Сочетания познавательных и воспитательных задач. Во время ознакомления с окружающим миром учитель формирует у детей любовь к родному краю, близким людям. Он воспитывает трудолюбие, любознательность, настойчивость и т. д.

Реализуя вышеуказанные принципы, педагог формирует в ребенке целостную сознательную личность, вооруженную знаниями, навыками поведения в жизни и окружающей среде.

Задачи педагога при ознакомлении детей с окружающей средой

Учитель во время ознакомления воспитанников с природным окружением должен реализовать следующие задачи:

Пополнять эстетические впечатления.
Развивать интерес к природе.
Сближать малышей с объектами и явлениями, с которыми они сталкиваются ежедневно.
Совершенствовать сенсорные чувства.
Развивать мышление и речь.
Формировать систему базовых знаний о доступных объектах и явлениях природы.
Учить самостоятельно применять приобретенные знания во время игры, работы, простом экспериментировании.
Ускорять формирование нравственных чувств.
Учить детей бережно относится к природе.

Обладая подобными знаниями и навыками, ребенок будет полноценно развиваться.

Природа как основа для всестороннего развития

В процессе взаимодействия детей с природой формируются другие их навыки и умения:

1. Физическое развитие:

Ребенок ежедневно пребывает на свежем воздухе во время наблюдения, игр и труда.
Ходит на экскурсии, целевые прогулки, за счет чего расширяет контакт с растительным миром.
Употребляет свежие соки и фрукты в процессе простого экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнает по вкусу) и т. д.
Учится выращивать растения.

2. Социальное и эмоциональное развитие:

Постоянно контактирует с природой.
Усваивает нормы и правила поведения в природе, соблюдает их.
У малыша формируются нравственные и эстетические чувства в процессе познания природы, он становится более альтруистичным.
Во время экскурсий обогащаются его эстетические впечатления.
Он учится воспроизводить свои впечатления в изобразительной, игровой, коммуникативной деятельности.

3. Творческое развитие:

Дети организовывают игры с разными объектами и явлениями природы.
Фантазируют на тему природы во время художественной работы.
Экспериментирует с природными материалами (листья, цветы, плоды).

4. Умственное развитие:

Ребенок усваивает определенный объем знаний об объектах и явлениях природы, развивает сенсорные ощущения.
Постепенно усложняет задания в процессе ознакомления с природой, например, различает и называет объекты природы, а потом устанавливает связи между ними.
Учится самостоятельно определять содержание и способы познания окружающего мира.

5. Речевое развитие:

Наблюдает за природными явлениями, подбирает к ним сравнения, метафоры, эпитеты, обозначает словом названия, свойства, качества объектов и явлений.
Учится передавать свои эмоции и впечатления от увиденного через речь.
Дети общаются во время активных игр, работы на природе, экспериментально-исследовательской деятельности.
Формулирует суждения и умозаключения во время ознакомления с природой.

Важно обеспечить ребенку частый контакт с окружающим миром, чтобы он всесторонне развивался.

Методы ознакомления с окружающим миром

Психологи выделяют следующие методы ознакомления детей с окружающим миром, которым нужно отдавать предпочтение во время воспитания и обучения:

Наблюдение.
Эксперименты.
Игра.
Труд.

Кроме того, большое значение имеют словесные методы. Они помогают постигнуть непонятное, раскрыть грани невидимого, воспитывают ответственное отношение к природе.

Во время применения наглядных методов, например, когда ребенок рассматривает картину или иллюстрацию, рекомендуется использовать следующие приемы:

«Вхождение в картину» . Ребенок должен представить, что он является героем или участником события, изображенного на картине. Он описывает, что видит, как себя чувствует.

Рассказ о фрагменте картины . Малыш должен выбрать часть картины, которая ему понравилась, описать своими словами, объяснить, почему понравилась.

Размышление над «настроением» картины . Ребенок с помощью воспитателя или родителей пытается описать настроение композиции, которое хотел передать творец.

Как видите, познавая окружающий мир, дети всесторонне развиваются. Сначала ребенка вводят в мир предметов, потом приобщают к трудовой деятельности, а потом знакомят с живой и неживой природой. Познание окружающего мира осуществляется с помощью подвижных игр, наблюдений, экспериментов, общественного труда. Родители и педагоги должны стать проводниками детей в неизведанный, загадочный и увлекательный окружающий мир.

УДК 376.37

ББК Ч430р ГСНТИ 14.29.09 Код ВАК 13.00.01

Л. В. Христолюбова L. V. Khristoliubova

Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

РАЗВИТИИ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

SPEECH DEVELOPMENT IN THE LESSONS OF ACQUAINTANCE WITH THE SURROUNDING WORLD IN SPECIAL PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация. В статье анализируются программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида в аспекте содержательной характеристики раздела «Ознакомление с окружающим миром» и отнесенности его с разделами «Сенсорное развитие» и «Развитие речи». Акцентируется внимание на особенностях речевого развития дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Ключевые слова: ознакомление с окружающим миром; речевое развитие; сенсорное развитие; программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.

Место работы: кафедра методики преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Контактная информация: кгор-"

Abstract. The article analyzes educational programs in pre-school establishments of the compensating type in the aspect of content characteristic of the section «Acquaintance with the Surrounding World» and its correlations with sectins «Sensor development» and «Speech development». Attention is paid to peculiarities of speech development of the preschool children in the lessons of acquaintance with the surrounding worls.

Key words: acquaintance with the surrounding world, speech development, sensor development, educational programs of pre-school establishments of the compensating type.

Place of employment: Chair of Methods of Teaching School Subjects in a Special (Correction) School, The Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

udmila @ yandex.ru.

В системе образования детям дошкольного возраста оказывается помощь в профильных специализированных детских садах в соответствии с характером нарушения развития ребенка. Эти детские сады специализируются на обучении, воспитании и коррекции развития

детей с различными отклонениями, что отражено в соответствующих классификациях (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов). В дошкольном детстве формируется база для развития речи, моторики, всех психических процессов, разных видов деятель-

© Христолюбова Л. В., 2011

ности. Если у ребенка нет особых нарушений в развитии, то он овладевает программой массового дошкольного учреждения, но дети с отклонениями с ней не справляются и требуют особого внимания и специального коррекционного обучения, специальных программ с использованием системы особых методов и приемов. В связи этим практически во всех специальных программах имеются разделы «Сенсорное воспитание (развитие)» и «Ознакомление с окружающим миром» (ОСО).

Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование перцептивных действий (лат. регсерйо - восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивные действия (рассматривание, выслушивание, ощупывание) обеспечивают освоение систем сенсорных эталонов (образцов-мерок) и помогают формированию обобщенных представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов, о расположении их в пространстве. Ознакомление с окружающим, в свою очередь, направлено на уточнение, расширение и систематизацию знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. В своей статье нам бы хотелось соотнести содержательную сторону ОСО с сенсорным и, прежде всего, с речевым развитием дошкольников, поскольку в программах специальных дошкольных учреждений ознакомление с окру-

жающим, сенсорное воспитание и развитие речи часто имеют разные задачи, а в вузах для студентов-дефектологов читается один предмет - «Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи».

Раздел ОСО в специальных программах выделяется отдельно или входит в состав других разделов. Так, например, в программе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей с задержкой психического развития (ЗПР) данный раздел носит название «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» и включает следующие подразделы: ознакомление с природой, ознакомление с жизнью и трудом людей, сенсорное развитие, развитие пространственного восприятия, умственное развитие, речевое развитие.

В программах ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Развитие речи и ознакомление с окружающей природой» входит в логопедическую работу с заикающимися детьми. Для детей с общим недоразвитием речи задача по ОСО выделяется как особая в разделе «Развитие речи»: расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем . Кроме того, здесь выделяется направление «Развитие речи в связи с экологическим воспитанием» (кстати, данное направление включается во многие общеобразовательные программы ДОУ, и задачи, входящие в него, во многом соотносятся с задачами по ОСО).

В ДОУ обязательным является раздел «Ознакомление с окружающим» для детей с нарушенным слухом и нарушениями зрения .

Хотелось бы отдельно остановиться на анализе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта . В ней «Ознакомление с окружающим» входит в раздел «Познавательное развитие» наряду с такими подразделами, как «Сенсорное воспитание», «Формирование мышления», «Формирование элементарных количественных представлений», «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей», «Обучение грамоте». Именно в этой программе, несмотря на разделение задач ОСО, развития речи и сенсорного воспитания, представлена тесная связь всех трех направлений в обучении и воспитании дошкольников с нарушениями в развитии: «Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятий, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений» .

Цель ОСО в разных программах представлена практически

одинаково: формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности. И содержание дисциплины исчерпывается определенным кругом тем с некоторыми вариациями: человек (ребенок в детском саду, семья, жизнь и труд людей, праздники), предметный мир, живая природа (животные, растения), неживая природа. Но только в программе для детей с нарушениями интеллекта наиболее четко прослеживается зависимость формирования знаний и представлений об окружающей действительности от соединения чувственного (сенсорного) опыта ребенка со словом. Поэтому очень важным, на наш взгляд, является понимание того, что развитие речи на занятиях по ОСО во многом базируется на принципе взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития дошкольников. Правильное и своевременное соединение со словом того, что ребенок воспринимает сохранными органами чувств, помогает соотнести слово с предметом, затем связать слово с определенным понятием и соотнести его с другими лексическими единицами. Именно таким образом можно освоить строение лексического значения слова: его предметную отнесенность (номинацию) и систему обобщений и абстракций, которая стоит за каждым конкретным словом.

Сложно выделить основное направление по развитию речи на занятиях по ОСО (интегрирован-

ных по своей сути), все они взаимосвязаны: коррекция звукопроиз-ношения невозможна без лексической работы, последняя, в свою очередь, лежит в основе формирования грамматического строя, который служит базой для развития связной речи. Однако анализ программ специальных дошкольных образовательных учреждений и практика работы в детских садах позволяют прийти к выводу, что особую значимость здесь имеет все-таки словарная работа на основе сенсорного восприятия. Главной задачей остается фиксация в слове основных свойств предметов и явлений окружающей действительности. Словарная работа в рамках ОСО должна вестись поэтапно: непосредственное знакомство с предметом или явлением, понимание его словесного обозначения с опорой на образец (речь педагога), организация речевой практики в процессе разных видов детской деятельности.

Практически во всех программах предусмотрено формирование представлений об основных свойствах предметов (цвет, форма, величина, свойства материалов, назначение предметов), расположении их в пространстве, формирование обобщающих понятий, подготовка детей к анализу, сравнению, обобщению предметов и явлений (формирование аналитико-синтети-ческой деятельности в речи) и т.п. Поэтому в качестве примера речевого развития детей на занятиях по ОСО можно рассмотреть формирование представлений о цвете (на

основе зрительного восприятия) у дошкольников с ЗПР. По этой теме проводится несколько занятий (от 7 до 9). Их цель - научить различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, а затем самостоятельно определять цвет любого предмета, что является важным и для других тем: овощи, фрукты, растения, сезонные изменения в природе и т. д. Вначале знакомят с тремя основными цветами - красным, синим, желтым. Предъявление их образцов связано с показом хорошо знакомых предметов с неизменной окраской насыщенного, интенсивного цвета: красная пожарная машина или цветок мака, синий василек, желтый одуванчик или цыпленок. Показ сенсорного эталона (образца-мерки) обязательно сопровождается словом или словосочетанием, в котором фиксируется не только название цвета, но и правильная грамматическая форма имени прилагательного в сочетании с существительным.

Затем дети самостоятельно находят предмет, картинку с изображением предмета такого же цвета, сопровождая свои действия словом: красное яблоко, желтый лимон, синяя машина. Чтобы узнать, правильно ли назван цвет предмета, его сравнивают с образцом (таблицей образцов). Важно обращать внимание детей на то, что предмет может быть разного цвета, менять его: яблоко красное и желтое, лист зеленый, красный и желтый.

Последовательно изучают промежуточные цвета, которые дети

могут создать сами, смешав акварельные краски или наложив друг на друга цветные прозрачные пластинки: оранжевый - это красный и желтый, зеленый - синий и желтый, фиолетовый - синий и красный, коричневый - синий, красный и желтый. Промежуточные цвета демонстрируют одновременно с основными. Закрепление знаний о цвете предметов проходит на индивидуальных и фронтальных занятиях в игровой и практической деятельности. Дети раскладывают предметы или картинки с ориентировкой на таблицу цветов, играют в домино (карточки с цветами), называют цвета указанного предмета, определяют цвет (общий признак) группы предметов, отвечают на вопросы: «Что бывает красного, голубого, зеленого цвета?». Методика формирования представлений о цвете, форме, величине предметов, о расположении их в пространстве разработана достаточно подробно . Однако следует подчеркнуть, что формируются эти представления не только для характеристики признаков и свойств отдельных предметов, но и для создания целостного представления о них как части окружающего мира, где все находится в причинно-следственных связях. В дальнейшем накопленный словарь послужит детям базой для развития связной речи: описания предметов и явлений действительности, выделения их существенных и несущественных признаков, установления связи между явлениями и событиями в окружающем мире и т. п.

На занятиях по ОСО дети знакомятся с предметным миром, созданным руками людей, расширяют знания о живой и неживой природе, они вводятся в мир социальных отношений, получают целостное представление об окружающем, где отражаются существенные связи и зависимости в разных областях. И среди комплекса задач по ОСО: формирования целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности, развития аналитико-синтетического мышления, экологического воспитания - важнейшей, на наш взгляд, в аспекте речевого развития является наполнение словаря дошкольников лексикой и фразеологией, отражающей и формирующей представления и понятия об окружающем мире на основе сенсорного восприятия. Поэтому, планируя занятия по ОСО, необходимо четко осознавать специфику этой задачи - зафиксировать в слове основные свойства, признаки предмета или явления, воспринимаемые дошкольниками с нарушениями в развитии сохранными у них органами чувств.

Литература

1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / под общей ред. С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2005. - Кн. 1. - 96 с.

2. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Фи-личева, Г. В. Чиркина [и др.],

авт.-сост. Г. В. Чиркина. - 3-е изд. - М. : Просвещение,

3. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / под ред. Л. А. Голов-чиц. - М. : УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. - 128 с.

4. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / под ред. В. А. Феоктистовой. - СПб. : Образование, 1995. - 162 с.

5. Екжанова, Е. А. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стре-белева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.

6. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2005. - 80 с.

Ознакомление с окружающим миром составляет важнейшую сторону воспитания. Дети знакомятся с окружающей действительностью, трудом людей, общественными праздниками, традициями и памятными датами страны.

Основной особенностью работы с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим является организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы, трудом людей и организацией практической деятельности детей (трудовой, игровой).

Программа занятий включает семь тем: «Наш детский сад», «Моя семья», «Наша улица», «Школа», «Город, в котором мы живем», «Родная природа», «Родная страна».

Изучение этих тем идет в двух направлениях:

1. Первое направление предусматривает ознакомление детей с общественной жизнью, трудом людей; правильное отношение к окружающей жизни. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью общества разнообразны: это экскурсии, беседы, чтение, рассматривание картин, диафильмы, праздники, утренники.

Полученные представления дети закрепляют в своей практической деятельности: это специальные занятия по развитию навыков, дидактические и творческие игры, рисование, конструирование, художественная деятельность детей, самообслуживание, общественно полезный труд, организация и проведение праздников.

2. Второе направление предусматривает знакомство детей с природой в непосредственном общении с ней; формирование представлений о природе родного края; воспитание бережного и заботливого отношения к объектам природы, культуры поведения и организацию посильной деятельности детей по охране природы.

Знакомство с природой проходит в форме экскурсий в лес, парк, сад, к реке и пр., целевых прогулок, практической работы на участке, занятий в уголке природы, бесед, чтения.

Важно так сочетать ознакомление с окружающим и организацию практической деятельности детей, чтобы они не только приобретали известные знания о нравственных нормах и правилах поведения, но и систематически приучались руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни, в своих отношениях с детьми и взрослыми.

Темы следует изучать последовательно и возвращаться к одной и той же теме несколько раз в течение года по мере надобности (в связи с сезонными изменениями, знаменательными событиями в нашей жизни, необходимостью систематически отрабатывать умения и навыки поведения, формировать правильное отношение к окружающему). Так, например, цикл занятий по ознакомлению с окружающим миром целесообразно начинать с темы «Наш детский сад». Дети не только осматривают здание, но сразу вводятся в курс жизни детского сада: знакомятся со всеми помещениями, их назначением, узнают о работниках детского сада, учатся правильному поведению и уважительному отношению к окружающим. В связи с усвоением материала по теме «Наша улица», дети постепенно знакомятся с ближайшим окружением детского сада, усваивают некоторые правила поведения на улице. Пока стоит теплая осенняя погода, проводятся экскурсии по участку (в парк, лес), дети наблюдают за изменениями в жизни животных и растений (тема «Наша родная природа»). Наступает праздник 7 Ноября - проходится часть темы «Родная страна».


Все темы занятий взаимосвязаны, проникают одна в другую и, несмотря на то, что занятия одного дня подчинены какой-либо одной теме, в них находят отражения вопросы, связанные с другими темами.

Развитие речи

Ознакомление с окружающим является важнейшим источником речевого развития детей.

Работая над развитием речи детей, воспитатель пользуется имеющимися в дошкольной и школьной методической литературе рекомендациями, в то же время постоянно учитывает особенности речевого развития и психической деятельности детей данного контингента.

На всем протяжении коррекционно-воспитательного обучения при проведении режимных моментов, игр, прогулок, экскурсий большое внимание уделяется речевому поведению детей - умению вежливо обращаться к детям и взрослым; умению внимательно выслушать собеседника и давать ответ, соответствующий содержанию вопроса; в то же время обогащается и активизируется словарь детей, совершенствуется монологическая речь. Речевое развитие детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, собранности, умения управлять собой.

Особенно большое значение имеет подготовка воспитателя к проведению занятия. На занятиях накопленные детьми впечатления уточняются и систематизируются. Занятия носят обучающий характер. Составляется план каждого занятия. Определив ту или иную подтему для изучения (см. программу ознакомления с окружающим), например «Овощи», «Дикие животные», «Ранняя весна» (тема «Природа нашего края»), «Транспорт», «Город, где мы живем» (тема «Город и его окрестности») и т. п. , в первую очередь определяется, что именно из указанного в темах материала предполагается использовать при изучении данных подтем. Далее определяется количество занятий на данную подтему, виды занятий (экскурсии, беседа, обучение пересказу и т.п.). Определяются цели каждого занятия, - обычно их бывает несколько.

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятий указать, какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии (исключение могут составлять занятия по теме «Родная страна»). Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя речи (особенно работа над предложением), развитие связной речи. Главной задачей является развитие связной речи - решение этой задачи осуществляется на большинстве занятий, так или иначе сочетаясь с решением других задач, а раз в неделю (занятие по развитию монологической речи) занимая большую часть времени.

Словарная работа направлена, прежде всего, на закрепление и активизацию приобретенного в связи с ознакомлением с окружающим словаря (особенно прилагательных, в том числе в сравнительной форме, и глаголов); на уточнение понимания смысла известных детям слов; на расширение запаса синонимов и антонимов («Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или из сказки «Лиса и Петух»: Петух был смелый, он не испугался лися. А зайчик? Какой был зайчик? (робкий, трусливый, боязливый, несмелый). Раскрывается значение многозначности слов (плитка шоколада, плитка облицовочная, плитка электрическая); переносного значения слов (мастер - золотые руки, золотая осень). Очень важна совместная работа над словарем воспитателя и логопеда. Так, логопед на своих занятиях обращает внимание детей на родовую принадлежность существительных и относящихся к ним прилагательных (лес - сосновый, ветка - сосновая); на образование прилагательных от существительных (малина - малиновый, лимон - лимонный); на образование сложных слов (листья падают - листопад); неоднократно привлекает внимание детей к образованию слов с помощью приставок и т.д., и т.п.

В этих и других аналогичных случаях воспитатель по согласованию с логопедом закрепляет и расширяет полученные детьми знания, обогащая их словарь словами-названиями предметов, признаков, действий. В ряде случаев логопед использует тот словарь, который был подготовлен воспитателем. Так, в течение года дети знакомятся со многими профессиями, логопед (в третьем периоде обучения) использует знакомый детям словарь, чтобы обратить их внимание на образование слов, обозначение профессии (учить-учитель-учительница, кран-крановщик-крановщица и т.п.).

Формирование грамматического строя речи

К этому разделу относится изменение грамматических форм слова (формообразование) и работа над словосочетанием и предложением. Логопед систематически (в связи с закреплением правильного произношения) привлекает внимание детей к изменению грамматических форм слова - это может быть образование множественного числа существительных, особенно тех, которые по тем или иным причинам могут вызвать затруднения (пальто, львы, колеса, торты и т.п.); образование родительного падежа множественного числа существительных (много стульев, рейтуз, простынь и т.п.); в связи с работой над словосочетанием и предложением логопедом проводятся упражнения в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе. По согласованию с логопедом воспитатель включает в свои занятия упражнения на закрепление полученных детьми знаний и навыков.

Особенно важна и ответственна работа воспитателя над предложением . Если логопед основное внимание уделяет построению простого и сложного предложения, связи слов в словосочетаниях и предложениях, распространению предложений, то одна из основных задач воспитателя по данному разделу заключается в том, чтобы научить детей внимательно вслушиваться в задаваемые им вопросы и давать на них правильные ответы, используя различные типы предложений. При этом необходимо контролировать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.

В связи со сказанным особенно важно при подготовке к очередному занятию составлять и указывать в плане те вопросы, которые будут заданы детям и (обязательно) предполагаемые ответы детей.

При проведении занятий воспитатель добивается правильных ответов, на них обращается внимание всех детей, они повторяются отдельными детьми и хором. Ошибки детей (начал с «потому что», дал ответ, правильный по существу, но неправильно построил предложение, дал ответ не соответствующий вопросу и т.д.) обязательно исправляются, дается правильный образец. В начале года, когда основная работа проводится в форме бесед, вопросы подбираются наиболее простые, предполагающие при ответе лишь добавление к вопросу двух-трех слов. (В каком домике жила лиса? Лиса жила в ледяном домике). Позднее (II и III периоды обучения) постепенно, учитывая возросшие возможности детей, переходят к усложненным вопросам, которые для ответа требуют подбора новых слов или предложений. Особенно важны в это время вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связь между объектами, требующие сравнения объектов (Почему зайчик не мог достать морковку? - Зайка не мог достать морковку, потому что он маленький, а снеговик большой). В это же время следует постепенно учить детей задавать вопросы. Умение отвечать на заданные вопросы играет большую роль не только для совершенствования диалогической речи, но и для развития монологической речи.

Наряду с обучением полному ответу проводятся упражнения в развитии у детей навыка давать ответы одним словом. Этот вид работы важен как для подготовки к выделению слова из предложений, так и для воспитания и закрепления навыка определения по вопросам (Кто или что? Что делает? Какой?) слов-предметов, действий, признаков.

Кроме вопросно-ответной формы с целью обучения детей употреблению предложений с сочинительной или подчинительной связью используется прием договаривания с детьми начатых воспитателем предложений с последующим произнесением предложений полностью. (На улице еще снег, но… он уже скоро растает. У сороки хвост длинный, а … у галки короткий. Ласточки улетают в теплые страны, … потому что зимой им голодно).

Развитие связной речи

Развитие связной речи непрерывно связано с обогащением и активизацией словаря и формированием грамматического строя речи. При формировании монологической речи детей с речевыми дефектами особое значение приобретает обучение рассказыванию по восприятию предметов, картин, наблюдаемых явлений и пересказу.

Рассказы по восприятию оказывают большое влияние на развитие детей. Умение описывать наглядно воспринимаемые предметы облегчает в дальнейшем обучение более сложным видам рассказывания.В I период обучения большое внимание уделяется описанию натуральных предметов , преимущественно объектов природы (овощи, листья, деревья), а также бытовых предметов, знакомых орудий труда (подбор предметов зависит от изучаемой темы).

Необходимо учить детей наиболее полно описывать предметы, руководствуясь отдельными вопросами или данным воспитателем планом (т.е. серией из 3-4 вопросов); в то же время широко используется рассказ-образец, который должен быть последовательным, кратким, состоящим из простых по структуре предложений. Образец рассказа более других приемов облегчает обучение, так как детям показывается результат, которого они должны достичь. При закреплении умения составлять рассказы используется прием описания по памяти. Не менее важно учить детей составлению сравнительных рассказов, привлекая внимание детей, как к сходству, так и к различию между предметами, явлениями. При составлении описательных рассказов широко используются игры-загадки.

Во II и III периодах обучения, наряду с продолжающимся описанием отдельных предметов (преимущественно животных, птиц, насекомых) и составлением сравнительных рассказов, систематически проводится составление отдельных описательных рассказов по картинкам. В то же время, постепенно отходя от применения рассказа-образца, выдвигается задача научить детей составлению рассказов по данному плану.

Воспитатель, используя методические приемы, описанные в имеющихся пособиях, особенно часто применяет прием составления рассказа-описания по частям, с последующим объединением частей в связный рассказ.

Обучение пересказу занимает одно из ведущих мест в системе коррекционного воздействия. Начиная с I периода обучения, логопед систематически, в связи с закреплением правильного произношения, заучивает с детьми постепенно усложняющиеся тексты. Работа воспитателя по пересказу текстов, начиная со II периода обучения, проводится систематически не реже одного раза в неделю. Произведения для пересказа подбираются сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий, доступные по размеру. Руководствуясь при обучении пересказу общими требованиями, воспитатель особое внимание обращает на осмысленность (т.е. полное понимание текста) и последовательность изложения, учит детей рассказывать по плану. С этой целью используются отдельные вопросы, серии вопросов, зарисовки на доске (схематические) или выставление на фланелеграфе тех или иных предметов или персонажей (по мере перехода от одной части к следующей); серии картин, рассказ по частям. В III периоде обучения, когда появляется возможность шире развернуть работу над выразительностью речи, вводится пересказ по ролям. В это же время включается рассказ по воображению. К концу года дети должны знать близко к тексту 7-10 произведений, которые они неоднократно рассказывали в течение года.

Планируя занятия на выделенную для изучения подтему (кроме темы «Родная страна»), следует так подбирать материал, чтобы были обеспечены различные стороны обучения: выявление знаний детей, получение детьми новых сведений (рассказ воспитателя, чтение художественных текстов; упражнения по описанию и сравнительному описанию) обучение детей рассказыванию. Обязательно включается в план указание о речевой работе с перечислением конкретных заданий и требований. Перечисляются также дидактические игры, которые предполагается включить (игры-загадки, «Что лишнее?» и др.), демонстрационный и раздаточный материал. Тема «Родная страна» изучается в соответствии с существующими в методической литературе рекомендациями.

При проведении любого занятия учитываются индивидуальные особенности речи и поведения детей.

В плане указывается, какую именно работу предполагается провести по отношению к отдельным детям.

Программа занятий воспитателей

В процессе ознакомления с окружающим миром решаются следующие задачи:

· формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;

· обогащение эмоционального, социально-бытового, познавательного, игрового опыта детей.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на:

расширение кругозора,

обогащение чувственного и практического опыта детей,

активизацию мыслительной деятельности и развитие речи.

Ознакомление детей с окружающим миром происходит на:

специальных занятиях,

в разных видах детской деятельности,

во время режимных моментов,

в процессе индивидуальной коррекционной работы, в повседневной жизни.

Методы ознакомления дошкольников с природой : наблюдение, рассказ, чтение, художественной, литературы, беседы, игры, труд, эксперимент.

Формы организации детей при ознакомлении их с природой: занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке.

Главное - это усвоение всеми детьми программного материала. Это занятия, на которых дети знакомятся с природой в естественных условиях : осмотры участка, наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, игры с использованием естественного материала

Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда.

Проводятся после дневного сна: наблюдения, дид. Игры, чтение худож. Произведений, беседы, рассказы

Работа с картинками : в лесу, на лугу, в саду, у водоема.

На занятиях дети с ТНР усваивают определенные знания о предметах и явлениях, которые формируются и выражаются с помощью речи. Интерес детей к окружающему миру способствует усвоению новых знаний и закреплению их через слово. Для развития речи как средства общения с окружающими на каждом занятии осуществляется работа по развитию понимания речи и активизации собственно речевой активности детей. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная соотнесенность слов. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.

Изучение предметов осуществляется в определенной последовательности. Сначала детям предъявляются натуральные предметы, которые они рассматривают, анализируют, определяют назначение, учатся действовать с ними. Затем сравнивают предметы по разным признакам, устанавливают пространственные и причинно-следственные связи, учатся делать простые выводы и обобщения. Дети учатся называть и показывать предмет в разном пространственном расположении, соотносить натуральные предметы



9.Методика обучения самообслуживанию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Навыки:Содержание своего тела в чистоте;прием пищи;одевание,раздевание;уход за игрушками,вещами.Воспит. культурно-гигиенич.навыков и навыков самообслужив.– направление работы кот. содействует возникновению у дет.важнейшего новообразов. раннего возраста – самостоятельности.Овладение санитарно-гигиеническими навыками:-Снижает зависимость реб.от окружающих;-Способствует укреплению его уверенности в собственных силах;-Содействует продвижению в психомоторном развитии.Гл.задача–помочь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.Цели обуч.:-Достижение более высокой степени самостоятельности в освоении различными навыками самообслуживания детьми с ТНР;-Обучение родителей работе по программе формиров. навыков самообслужив.Этапы занятий по формиров. навыков самообслужив.: Игра с куклой и др.игрушками (обыгрывание навыка с персонажем); Демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментирование каждого действия);Совместные действия педагога с реб.;Действия ребенка по подражанию.;Самостоят. действия ребенка.Обязательно создается предметная среда с учетом моторных возможностей:Оборудование по величине и расположению подбирается соответственно силе и возрасту ребенка;Желательно исключить неприятные ощущения.Необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности каждого реб. и в соответствии с ними задавать вопросы.Пользоваться словесными поощрениями.

10. Методика обучения хозяйственно-бытовому труду.Направления:- уборка группы и др. помещений дет.сада;-уборка участка;-стирка белья;-сервировкастола;-подготовка к занятиям.Формы дет.труда:поручения,дежурства,коллективный труд.Задачи труд. воспитания: Воспитание интереса и потребности в труд. деятельности;Формир. познавательных и соц. значимых мотивов труд. деятельности;;Воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.Приёмы обуч. дошк. с ТНР навыкамсамообслуживания: показ;демонстрация;напоминание;упражнения;игры.Мл. дошк. возраст: игровые приёмы;положительный пример сверстников;рассматривание иллюстраций,использов. потешек, пословиц, чтение лит. произведений;контроль (если контроль отсутствует, то формируются отрицательные привычки, небрежность, неряшливость);помощь и взаимопомощь.Ср. дошк. возраст: игровые приёмы;систематическое напоминание и контроль за действиями;оценка деятельности ребёнка, поощрение успехов;взаимопомощь;привлечение детей к анализу результатов труда и к объективной оценке деятельности каждого ребёнка. Ст. дошк. возраст :контроль +все выше перечисленные.Метод.рекомендации.Дети ст. дошк. возраста могут выполнять следующие виды работ:1.Содержать в порядке свои игрушки.2. Протирать мебель(вместе с взрослым).3.Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носки, ленточки). 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и др. 5. Подметать сырым веником пол в комнате, 6.Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать печенье; собирать и чистить ягоды



11.Задачи развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении.

1. Развитие словаря(пассивного затем активного):а) обогощение словарного запаса;б)активизация словаря;в)работа над уточнением словаря;г)устранение не лит.слов.(жаргонов,диалектов);2. Формирование грамматического строя речи(словообразование,словоизменение) (борьба с аграматизмами);3. Воспитание звуковой культуры речи:а)прав. звукопроизношение; б)выразит.речи;в)интонации;г)темп речи; д)пользов.качествами голоса в зависим.от ситуации;е)работа над дикцией(скороговорки,чистоговорки) ж)формиров.прав. диафрагмального дыхания; з)формиров. прав. словопроизношения;4. Формирование разговорной диалоговой речи;5. Формиров. монологич. речи(пересказ,рассказ по серии сюжетных картинок,творческое рассказывание);6. Ознакомление с художественной литературой;7. Подготовка детей к обучению грамоте.


Top